eugenepro (eugenepro) wrote,
eugenepro
eugenepro

Categories:

Пауль Тиллих для понимания протеста Pussy Riot

Демаркационная линия между Церковью и церковью проходит не между конфессиями, а внутри нее самой (Августин "О Граде Божьем"), и даже более того - внутри других религий, если принять идею "анонимного христианства" (К. Ранер). Пророчество в церкви необходимо для того, чтобы обличать ее собственный грех и чтобы возобновить необходимое движение от очередного фетиша к Богу. Если самокритика церкви не инкорпорирована в саму церковную структуру, тогда она приходит извне и в более жестких пророческих формах, которые на грани и при определенных условиях могут соскользнуть в демонизм. Пророчество, обличающее грех церкви, сегодня приходит, например, в форме панк-молебна.

Почему я как бы свожу в один файл пророчество и возможность демонизма? Потому что я помню пророка Илию, который ради Бога святого и единого мечом собственноручно (!)  убил 850 (!) служителей Ваала и дубрав (3Цар.18:40). И ничего, Илия - почитаемый святой. Пауль Тиллих в этом случае говорит о двух базовых, зачастую контрадикторных тенденциях внутри практически любой религии: этической и онтологической. Онтология ищет святого, отделенного, сакрального - отсюда куча заповедей ритуальной чистоты в ВЗ. Этика ищет справедливого - корень понятия Царство Божие в НЗ. Эти две сотавляющие могут по-разному сочетаться друг с другом, более того, и это мы хорошо знаем по средневековой иквизиции, Сованороле и деяниям святого Иосифа Волоцкого, пророчество как воинственное утверждение святости Бога может плавно переходить в демонизм от имени церкви.

Вначале небольшой кусочек русской истории от 1812 до 1917 года с точки зрения ее смысла для церкви. Очень упрощенная схема:


  1. В русском обществе, начиная с войны 1812 года, резко повысившей градус гражданского самосознания,  была актуализирована проблема социальной справедливости.

  2. Церковь дистанцировалась от решения этого вопроса, отдав его на откуп "секулярной религиозности", начиная от декабристов, заканчивая радикальными народовольцами и, в конечном итоге,  большевиками.

  3. Между тем, этот вопрос непосредственно связан с новозаветной теологией Царства Божьего. Т.е. церковь предала забвению существенную часть собственной первоначальной керигмы.

  4. Социальное движение 19 века, прежде всего в лице интеллигенции, почувствовавшей свою "вину перед народом", - это актуализация пророческого духа за оградой церкви или на ее периферии. Вначале жертвенный подвиг декабристов в рамках политического преобразования социальной действительности. Рефлексия этой жертвы с позиций просвещенного гуманизма Герцена ("Былое и думы"). Лев Толстой заново открывает предельное этическое ("Крейцерова соната") и экзистенциальное ("Смерть Ивана Ильича") измерение христиансткой керигмы. Владимир Соловьев призывает помиловать убийц Александра II - воистину глас вопиющего в пустыне.

  5. Церковь не услышала эти пророческие воззвания. В результате из социального движения ушел пророческий дух, и оно выродилось в коммунистическое и закономерно антицерковное беснование.

  6. Финальная рефлексия демонизации русского общества, в том числе признание вины церкви и церковной интеллигенции - эпохальные сборники "Вехи" и "Из глубины". Пророческий дух в изгнании. Появление неопатристики в лице Сурожского, Мейендорфа, Шмемана. Попытка либерально-мистической теологии в лице Бердяева и Сергия Булгакова.

Занавес. Начало новой истории.

В свете теологии культуры, которую развивает Пауль Тиллих, казуз с Пусси Райот можно рассматривать именно как пророчество Духа, направленное на обличение церкви, которая, в данном случае, сливаясь с государством, сама идет против Духа. Многие и многие пророки, включая Христа, протестовали против современного им официоза, искажающего откровение, если не на словах, то по меньшей мере в своих действиях.

Пусси Райот - явление, содержащее пророческие зерна и пока еще не соскользнувшее в демонизм. Самая социально-протестная форма культуры используется для Духовного протеста против церкви. Если этот пророчество не будет услышано, существует возможность нового повторения того, что уже было в нашей истории.

Содержание пророчества, при всей карнавализации, весьма актуально:


Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!

Не напоминает ли это теологию освобождения?

----------------------------------------------------------------------------------
Пауль Тиллих, цитаты из "Теологии культуры".

В своей профетической роли Церковь - страж, обнаруживающий динамические структуры в обществе и подрывающий их демоническую власть, выявляя их даже внутри самой Церкви. Действуя таким образом, Церковь прислушивается к профетическим голосам за своими пределами, оценивая и культуру, и Церковь в той мере, в какой она составляет часть культуры. Мы упоминали о таких профетических голосах в нашей культуре. Большинство из них принадлежит не активным членам видимой Церкви. Но, вероятно, их можно назвать участниками «скрытой Церкви», Церкви, в которой предельный интерес, движущий видимой Церковью, скрыт под культурными формами и искажениями.

Иногда эта скрытая Церковь выходит на поверхность. Тогда видимая Церковь должна распознавать в этих голосах то, чем должен был бы быть ее собственный дух, и принимать их, даже если они кажутся ей враждебными. Однако Церковь должна также стоять на страже против демонических искажений и подвергать их критике, если они не захвачены должным предметом нашего предельного интереса. Такой была судьба коммунистического движения. Церковь не достаточно осознавала свою функцию стража, когда это движение было еще в нерешительности относительного своего пути. Церковь не расслышала профетический голос в коммунизме и потому не распознала его демонических возможностей.

Судить - значит видеть обе стороны. Церковь судит культуру, включая собственные церковные формы жизни. Ведь эти формы созданы культурой, а ее религиозная субстанция делает возможной культуру. Церковь и культура находятся друг в друге, а не рядом. А Царство Божье включает их обе, трансцендируя их.

Tags: pussy riot, Пауль Тиллих, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments